Page 1 of 39

Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 6:42 am
by puff
Придумал, что буду тут вопросы валить - вдруг, кто-нибудь увидит и сможет ответить.
Для затравки:

1. Датчик абсолютного давления (он же MAP?) и датчик атмосферного давления (вроде тоже такой есть - который изначальное давление на улице смотрит) - это один и тот же вид датчиков? (один и тот же партнамбер для атмосферного мотора?) Если подключить этот датчик через тройник - можно таким образом осуществить "поверку" - ну хотя бы удостовериться, что их показания совпадают?

2. Про нагрузку на двигатель. Если начинать движение на холостом ходу (не трогая педаль газа - включить передачу, медленно отпускать сцепление) - вроде так можно. Какова "механика" процесса? Мотор начинает обогащать смесь? Каким образом?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 7:58 am
by rus084
2 - по идее должен открыться клапан холостого хода .

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 9:27 am
by XDA
puff wrote:Придумал, что буду тут вопросы валить - вдруг, кто-нибудь увидит и сможет ответить.
Для затравки:

1. Датчик абсолютного давления (он же MAP?) и датчик атмосферного давления (вроде тоже такой есть - который изначальное давление на улице смотрит) - это один и тот же вид датчиков? (один и тот же партнамбер для атмосферного мотора?) Если подключить этот датчик через тройник - можно таким образом осуществить "поверку" - ну хотя бы удостовериться, что их показания совпадают?

2. Про нагрузку на двигатель. Если начинать движение на холостом ходу (не трогая педаль газа - включить передачу, медленно отпускать сцепление) - вроде так можно. Какова "механика" процесса? Мотор начинает обогащать смесь? Каким образом?
1. разный диапазон, как правило. атмосферный максимально 110 кПа (мёртвое море ещё никто не отменял), а на впускном коллекторе для турбо в стоке 250 кПа. (у меня стоит 400 кПа)
"поверка" в смысле калибровка, осуществляется для всех датчиков в момент включения зажигания - на всех действует одинаковое атмосферное давление, а следовательно их показания должны совпадать.

2. мотор ничего не делает сам, делает система управления. в условиях плавного набора мощности система управления просто подаёт количество топливо сообразно массе поступившего воздуха.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 11:04 am
by puff
спасибо!
1. я нарочно указал, что для атмосферника. потом, на начальной точке они могут и не врать, а дальше - показания могут расходиться. ну да ладно. значит есть смысл попробовать подключить к плате датчик давления даже без мотора.


2. понятно, что мотор не сам, а система управления. а откуда она узнаёт, что масса потребляемого воздуха увеличилась? почему он должен открыть клапан холостого хода? почему без нажатия на газ мотор начинает больше кушать воздуха? ну вот правда, мне нужно проговорить всю эту последовательность - что происходит в моторе?

3. нужно где-то на видном месте завести единую табличку, какие пины на плате служат для подключения тех или иных датчиков. к примеру, у меня дома в закромах есть ДАД и ДТОЖ.
на первый подаём пять вольт питания (сколько они потребляют, кстати?), с него - через делитель напряжения (пока) и можно прямо на плату (я так понял, надо смотреть на arro_board.h, но по нему не очень-то понятно! почему-то в 98-101 строчках целых три раза используется ADC_CHANNEL_IN14 - это баг?)
а вот с ДТОЖ как быть? в цепь пускать те же пять вольт? или можно сразу 3.3? и какие сопротивления выбирать? 100/200Ом или 5К/10К? чем руководствоваться?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 11:44 am
by puff
вчера получил на почте логический анализатор, запустил logic, увидел 15Гц моргание синего светодиода! ура! (кто б еще объяснил, что оно означает)

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 11:51 am
by puff
смотрю tuner studio. что такое bias resistor value, какое оно для нашей платы? как его посчитать?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 12:24 pm
by AndreyB
мигание синего - это просто мигание, значит прошивка работает :) там есть две частоты мигания - если micoUSB кадель воткнут или если не воткнут

bias resistor value там два - для каждого термистора. Какое спаяешь - такое и будет :) термистор подключается к 5ти вольтам через bias resistor. тебе нужно прочитать википедию про термистор

три строчки - это не баг, это недоделка - заглушка.

Табличка -
Мне надо её доделать и как-то активнее разрекламировать.

АЦП сгорит, если он получит больше 3.3 вольт. Помни о смерти АЦП :)

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 12:28 pm
by puff
что показывает Tuner Studio?
при подключении к плате у меня везде нули, кроме battery voltage (строго 12В), AFR (которая дрыгалась с самого начала) и atmo pressure (разные значения, устанавливемые при запуске - две атмосферы и красный фон, сейчас 59kPa и тоже красный фон…
AFR реагирует на касание пальцем в районе PC4-PA6. попробовал подтянуть к земле pa6 (наверное - зря я это начал) - упало до 11, подтянул PC4 - ушло еще ниже (это я вообще пытался воздействовать на стрелки TunerStudio через плату - найти входы. тщетно :-(

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 12:35 pm
by AndreyB
блин, не мучай себя - я добавлю информации в будет проще

пока ты ничего не подключил к плате, TS показывает погоду на марсе.

Я бы решал вопросы по одному и по порядку. Сначала тахометр :) Заработает - сделаем ДТОЖ. Всё это просто, но нет особо смысла всё обсуждать сразу ради красоты диалога.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 12:40 pm
by puff
на следующей неделе займусь всем этим. просто ДТОЖ сделать проще тахометра) попробую сейчас сразу повторить 3.3->5в конвертеры со спаркфана (те транзисторы вроде в соседнем магазине можно будет купить) - тогда если заработает тахометр - можно будет и свечами поиграть.

про подключение 5В - помню.
atmo pressure в табличке не вижу. map в табличке не вижу. лямбды не вижу. что такое etb line1-3, зачем группа spi-cs? надо добить число форсунок до 9, свечей - до 8 и ввести пару лямбд :-)

а вообще сейчас, как я понял, в прошивке не предусмотрена работа с ДАДом?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 12:53 pm
by AndreyB
всё, чего не хватаем - принимаю патчи!
генератово идей у нас очень много, работников чуть меньше

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Fri Jan 24, 2014 5:47 pm
by KOT
puff wrote:Придумал, что буду тут вопросы валить - вдруг, кто-нибудь увидит и сможет ответить.
Для затравки:

2. Про нагрузку на двигатель. Если начинать движение на холостом ходу (не трогая педаль газа - включить передачу, медленно отпускать сцепление) - вроде так можно. Какова "механика" процесса? Мотор начинает обогащать смесь? Каким образом?
Полного ответа ненашел на вопрос, попробую я
Блок управления однозначно увеличит время впрыска, поскольку ДАД покажет что давление увеличилось.
Также должен отработать регулятор холостого, поскольку обороты начинают падать, а он пытатется их поддержать на должном уровне.
Вот как будет работать система без ДАД Расходомера и РХХ - не знаю поидеи заглохнет, а может таблица впырска по дросселю и оборотам вытянет)).

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sat Jan 25, 2014 2:01 pm
by AndreyB
В общем конечно в целом твой вопрос - это вопрос о нормальной документации, которой пока даже рядом нет :(

Про ДТОЖ - http://rusefi.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=446

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sat Jan 25, 2014 5:31 pm
by XDA
puff wrote:спасибо!
1. я нарочно указал, что для атмосферника. потом, на начальной точке они могут и не врать, а дальше - показания могут расходиться. ну да ладно. значит есть смысл попробовать подключить к плате датчик давления даже без мотора.


2. понятно, что мотор не сам, а система управления. а откуда она узнаёт, что масса потребляемого воздуха увеличилась? почему он должен открыть клапан холостого хода? почему без нажатия на газ мотор начинает больше кушать воздуха? ну вот правда, мне нужно проговорить всю эту последовательность - что происходит в моторе?

3. нужно где-то на видном месте завести единую табличку, какие пины на плате служат для подключения тех или иных датчиков. к примеру, у меня дома в закромах есть ДАД и ДТОЖ.
на первый подаём пять вольт питания (сколько они потребляют, кстати?), с него - через делитель напряжения (пока) и можно прямо на плату (я так понял, надо смотреть на arro_board.h, но по нему не очень-то понятно! почему-то в 98-101 строчках целых три раза используется ADC_CHANNEL_IN14 - это баг?)
а вот с ДТОЖ как быть? в цепь пускать те же пять вольт? или можно сразу 3.3? и какие сопротивления выбирать? 100/200Ом или 5К/10К? чем руководствоваться?
2. что значит откуда? вот увеличилось в двигателе давление во впускном коллекторе, система управления пересчитала давление с оборотами в массу потребляемого воздуха и сразу же узнала, что масса потребляемого воздуха увеличилась. а если на входе стоит расходомер - то вообще сразу получила показания. с учётом того, что измерение давления происходит каждый рабочий такт двигателя, то запаздывание в определении реальной массы (для ДАДов) порядка одного такта.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sat Jan 25, 2014 6:28 pm
by puff
KOT wrote:поскольку ДАД покажет что давление увеличилось.
Также должен отработать регулятор холостого, поскольку обороты начинают падать, а он пытатется их поддержать на должном уровне.
Вот как будет работать система без ДАД Расходомера и РХХ - не знаю поидеи заглохнет, а может таблица впырска по дросселю и оборотам вытянет)).
откуда ДАД увидит увеличение давления? вообще как вот в этом случае и почему будет меняться давление во впуске? (если не трогать педаль газа)
я думал на холостых там ближе к вакууму, при открытии заслонки - давление выравнивается до атмосферного. нет?

РХХ (если он есть), увидев снижение оборотов, наверное добавит воздуха - тогда всё ясно.

что значит таблица впрыска по дросселю и оборотам?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sat Jan 25, 2014 8:27 pm
by KOT
puff wrote: откуда ДАД увидит увеличение давления? вообще как вот в этом случае и почему будет меняться давление во впуске? (если не трогать педаль газа)
я думал на холостых там ближе к вакууму, при открытии заслонки - давление выравнивается до атмосферного. нет?

РХХ (если он есть), увидев снижение оборотов, наверное добавит воздуха - тогда всё ясно.

что значит таблица впрыска по дросселю и оборотам?
Ну если берем расчет по МАПу то это speed-density расчет времени впрыска базируется по давлению во впуске, все остальное коррекция.
В зависимость от нагрузки на двигатель меняется далвение во впускном коллекторе, пока не покатаешся с ноутбуком онлайн то трудно понять "немеханику". Я электронщик и для меня это 3 года назад было открытием :D . А ведь на этом принципи работает вакуумный корректор зажигания на морально устаревшем трамблере.

РХХ - он так сказать сам по себе, с его помощью стабилизируют оборот на холостых как-то там патаются линиризовать перемещенне педали при езде, хотя последние зачем незнаю, но также РХХ открывается, когда нажимаешь на педаль газа - это в микасе наблюдал онлайн - алгоритмов как им упарвлять я ненаходил, хотя не сильно и старался.

Таблица впрыска по дросселю и оборотам так звания 3D таблица на которую переходят блоки управления если к примеру накрылся МАП и MAF алгоритм зовется Alpha-N, в нем правда должен еще участвовать лмбда зонд но и без него тоже ездит.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 10:05 am
by XDA
puff wrote: откуда ДАД увидит увеличение давления? вообще как вот в этом случае и почему будет меняться давление во впуске? (если не трогать педаль газа)
я думал на холостых там ближе к вакууму, при открытии заслонки - давление выравнивается до атмосферного. нет?

РХХ (если он есть), увидев снижение оборотов, наверное добавит воздуха - тогда всё ясно.

что значит таблица впрыска по дросселю и оборотам?
что значит "откуда"? он просто меряет давление во впуске, а каким боком оно там меняется (тронул ли пациент дроссель, или приоткрылся клапан РХХ) - алгоритму впрыска всё равно.

а вот алгоритму РХХ всё равно на давление, на впрыск и педаль дросселя. он просто следит за соответствие оборотов заданным. уменьшаются - отркывает РХХ, увеличиваются - закрывает. и всё.

таблица впрыска по дросселю и оборотам - это когда вместо датчика давления заводят сигнал с дросселя. это альтернативная система расчёта фактора нагрузки, (см тему расчёта фактора нагрузки)

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 10:22 am
by XDA
поправка: на педаль дросселя всё равно, но учитывается отпущена она или нет.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 10:33 am
by puff
отпущена или нет - типа чтобы обнаружить торможение двигателем? а алгоритм регулятора холостого хода тупо не даёт опуститься оборотам ниже заданных?
всё, вроде бы сложилось, спасибо!

следующая порция:

почему соотношение топлива/кислорода должно быть 14.7? проблема обеднённой смеси - только в увеличении температуры выхлопа и прогаре поршней? с точки зрения экологии обеднённая смесь даёт более чистый выхлоп?

почему на датчик давления надо подавать 5В? в видео на ютюбе датчик давления представили как мембрану с переменным резистором.
погуглил, нарыл картинки: http://philatwarrimoo.blogspot.ru/2012/11/my-faulty-ford-map-sensor.html
вопрос про мап снят)

про форсунки: тот же vungul в статье даёт ссылку на способ промывки тупо путём подключения питания. в других источниках написано, что duty cycle не должен превышать какого-то значения, иначе можно пожечь катушки. плюс какие-то заморочки про постоянное подключение плюсовой клеммы и шим сигнал на - (зачем так, почему не наоборот? конструкция не позволяет развернуть полярность?)

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 11:31 am
by rus084
puff wrote:постоянное подключение плюсовой клеммы и шим сигнал на - (зачем так, почему не наоборот? конструкция не позволяет развернуть полярность?)
можно делать и по другому , но p-канальные транзисторы дороже n-канальных и p-канальными управлять сложнее

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 5:29 pm
by XDA
puff wrote:отпущена или нет - типа чтобы обнаружить торможение двигателем? а алгоритм регулятора холостого хода тупо не даёт опуститься оборотам ниже заданных?
всё, вроде бы сложилось, спасибо!

следующая порция:

почему соотношение топлива/кислорода должно быть 14.7? проблема обеднённой смеси - только в увеличении температуры выхлопа и прогаре поршней? с точки зрения экологии обеднённая смесь даёт более чистый выхлоп?

почему на датчик давления надо подавать 5В? в видео на ютюбе датчик давления представили как мембрану с переменным резистором.
погуглил, нарыл картинки: http://philatwarrimoo.blogspot.ru/2012/11/my-faulty-ford-map-sensor.html
вопрос про мап снят)

про форсунки: тот же vungul в статье даёт ссылку на способ промывки тупо путём подключения питания. в других источниках написано, что duty cycle не должен превышать какого-то значения, иначе можно пожечь катушки. плюс какие-то заморочки про постоянное подключение плюсовой клеммы и шим сигнал на - (зачем так, почему не наоборот? конструкция не позволяет развернуть полярность?)
14.7:1 (стехиометрическое соотношение для бензина) потому, что только при этом работают 3х компонентные каталитические нейтрализаторы и выхолп становится чистым.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 5:39 pm
by puff
то есть эта заморочка связана только с экологией? на самом деле если они не установлены - можно безболезненно беднить/богатить смесь?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 5:40 pm
by puff
вообще посмотреть бы у исправного мотора показания датчик кислорода на разных режимах работы (разных оборотах, с нагрузкой и без) - с какой частотой и в каких пределах меняются эти показания, ну и посмотреть эти показания в нынешнем карбовом конфиге - насколько точно угадано…

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 5:41 pm
by AndreyB
puff wrote:то есть эта заморочка связана только с экологией? на самом деле если они не установлены - можно безболезненно беднить/богатить смесь?
Да, в разумных пределах. Все любят 12 и все бояться 18, кажется. Как-то так. Я в этом официально не специалист пока.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 5:42 pm
by AndreyB
puff wrote:вообще посмотреть бы у исправного мотора показания датчик кислорода…
там вероятно будет узкополосный датчик, у которого примерно ТРИ состояния - "бедно, нормально, богато" - без уточнения, насколько бедно или богато.

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 5:54 pm
by puff
12 - богато, 18 - бедно.
при богато - чорный дым, при бедно - как я понял - красный выпуск.
про три состояния - периодичность какая? с какой часотой работает датчик?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 6:32 pm
by rus084
детонация - это когда смесь переобедненная . еще звук такой стучащий , если ничего не предпринимать , может погнуть шатун или еще чего погнуться .
а если переобогащенная будет больше расход .
как может быть частота у лямбды? если ее сильнее проветривать , отклик будет быстрее

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 6:41 pm
by puff
выхлопной газ проходит мимо лямбды с определенной скоростью. ECU считывает показания лямбды и стремится удерживать их в оптимальном районе. увидел, что смесь бедная - добавляет топлива. показания лямбды меняются. увидел, что переобогатил - соответственно, беднит. как я понял, в таком вот цикле постоянно и работает. и от скорости улавливания этих изменений зависит эффективность работы мотора. разве нет?

детонацию - хорошо бы кто ткнул пальцем, мол, вот она. а то остаётся только догадываться…

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 6:45 pm
by puff
сейчас забабацал на 8 каналов левел шифтер с 3,3 на 5В. на след неделе попробую вытравить плату и спаять один канал.
нигде не нахожу в сети спецификаций coil on plug в части управления ею - какое напряжение там надо подавать и какой ток оно потребляет.

и про вазовские модули зажигания (которые сразу на 4 цилиндра) - какие с ними меры предосторожности? можно ли оставлять под напряжением? и какое у них управляющее напряжение?

Re: Всякие глупые вопросы, терзающие меня

Posted: Sun Jan 26, 2014 6:52 pm
by AndreyB
puff wrote:нигде не нахожу в сети спецификаций coil on plug
Короткий ответ - все COP разные. Плюс разницы в управлении принципиальной между COP и просто катушкой нет - всё равно где-то обычно есть модуль зажигания, часто - вне ECU. Иногда - интегрированный в COP, но часто и внешний к COP - тогда полная аналогия с просто катушкой, просто вместо одной из четыре или сколько там их. http://rusefi.com/forum/viewtopic.php?f=8&t=256