Page 1 of 3

ток ионизации

Posted: Mon Nov 11, 2013 4:30 am
by XDA
Система контроля детонации, да и вообще сгорания через ток ионизации устроена так:
после искры на свече устанавливается потенциал в 80 вольт и регистрируется ток ионизации.
по характеру этого тока можно определить такие параметры как
- детонация, причём не просто факт детонации во всём объёме, а в % от 0 до 100, т.е. можно удерживать безопасный уровень детонации, что очень сильно повышает перформанс.
- пропуски зажигания/контроль сгорания
- PPP Peak Presure Position

контроль тока ионизации - фирменная "фишка" ецу сааба. позволяет добиваться высочайших результатов в нише турбонаддува.
кроме того, позволяет обходиться без датчика положения распредвала.

вот научная статья, описывающая явление (время назад она была в свободном доступе) https://web.archive.org/web/20010304155709/http://www.fs.isy.liu.se/~larer/Projects/main.html

Re: ток ионизации

Posted: Mon Nov 11, 2013 11:26 am
by mpro
Идея замечательная, но на сколько это реально повторить, особенно с учётом того, что "мозг" должен работать на куче разным моторов?

Re: [нужна помощь] модуль IR + ДД

Posted: Mon Nov 11, 2013 11:34 am
by BOOST
Ага, уже обсуждалось на сайте паяльник и даже чтото делалось и были даже какието результаты но для етого делались свои катушки зажигания и вроде там было далеко не 80 вольт а саабовцам просто нечем уже поиграться они и движок зделали с изменяемой степеню сжатия у которого БЦ с картером соиденем на шарнире, результаты впечетляющие, может и нам начать резать блоки? А как вы себе представляете ионный ветер на свече которая почти полностю покрита отложениями свинца? Она потом даже не может нормально искру дать и вы тут ище ионого ветра хотите, если менять свечи куждую неделю или каждый заезд то тогда может и ветер будет дуть но ето будес далеко не универсальная система с ценой на несколько порядков выше, из за чего думаю писать не надо.

Re: ток ионизации

Posted: Mon Nov 11, 2013 12:01 pm
by frig
BOOST, а можно ссылок?

Re: ток ионизации

Posted: Mon Nov 11, 2013 1:39 pm
by mpro
BOOST wrote:Ага, уже обсуждалось на сайте паяльник и даже чтото делалось и были даже какието результаты но для етого делались свои катушки зажигания и вроде там было далеко не 80 вольт а саабовцам просто нечем уже поиграться они и движок зделали с изменяемой степеню сжатия у которого БЦ с картером соиденем на шарнире, результаты впечетляющие, может и нам начать резать блоки? А как вы себе представляете ионный ветер на свече которая почти полностю покрита отложениями свинца? Она потом даже не может нормально искру дать и вы тут ище ионого ветра хотите, если менять свечи куждую неделю или каждый заезд то тогда может и ветер будет дуть но ето будес далеко не универсальная система с ценой на несколько порядков выше, из за чего думаю писать не надо.
Ну так на свече свинца в таком количестве быть не должно.
Можно реализовать две системы и предоставлять возможность выбора. (Скорее всего, ионный ветер как дополнительную плату).
Или в случае наличия обеих использовать показания обеих.

Хотя, например мне, не очень верится, что такую фишку удастся нажедно повторить.

Можно и БЦ резать если это нужно для достижения результата.
Хотя если я правильно понял конструкцию, резать там ничего не надо, но в "домашних" условиях повторить невозможно.

Re: ток ионизации

Posted: Mon Nov 11, 2013 2:00 pm
by frig
Все это похоже на обычный и широко распространенный контроль пламени ионизационным электродом. В котлах применяют, в газовых колонках, в других местах где работает газовая автоматика. Часто для контроля и для поджига применяют один электрод. Как понимаете в газовых системах шутки плохи и работа нужна стабильная. И работа стабильная достигается и надежность, соответственно, тоже.

Тут же в качестве этих самых электродов - свеча зажигания.

Re: ток ионизации

Posted: Mon Nov 11, 2013 2:42 pm
by BOOST
frig wrote:BOOST, а можно ссылок?
Saab.rar
(492.5 KiB) Downloaded 659 times

Re: [нужна помощь] модуль IR + ДД

Posted: Mon Nov 11, 2013 3:00 pm
by frig
BOOST, спасибо, но там ни слова о токах ионизации. Я спрашивал о ссылках на "паяльник", где делали, но не сделали.

Re: [нужна помощь] модуль IR + ДД

Posted: Mon Nov 11, 2013 3:21 pm
by BOOST
я вроде не говорил что не зделали, на тот момент когда я смотрел чтото вроде работало но толку от етого немного, там не в плате загвоздка а в катушках.
Значит будете ити по стопам сааба?

Re: ток ионизации

Posted: Mon Nov 11, 2013 3:59 pm
by frig
http://forum.cxem.net/index.php?showtopic=122423 вот та самая тема, ссылку на которую я просил.

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 4:40 pm
by BOOST
Гы-гы я какраз хотел ссылку написать

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 5:15 pm
by Sergey89
По определению детонации там интересный результаты получен. Обработка сигнала похожа на обработку сигнала с датчика детонации. Только я так понимаю метод не чувствителен к собственным шумам двигателя.

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 5:27 pm
by frig
Sergey89, вообще тема крайне интересная и перспективная. По идее можно получить обратную связь, как лямбда для топлива. То, чего сильно не хватает. Думаю это даст толчок к развитию алгоритмов расчета уоз.

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 6:09 pm
by BOOST
XDA wrote:Система контроля детонации, да и вообще сгорания через ток ионизации устроена так:
после искры на свече устанавливается потенциал в 80 вольт и регистрируется ток ионизации.
по характеру этого тока можно определить такие параметры как
- детонация, причём не просто факт детонации во всём объёме, а в % от 0 до 100, т.е. можно удерживать безопасный уровень детонации, что очень сильно повышает перформанс.
я вовсем не понимаю, http://ru.wikipedia.org/wiki/Детонация_моторных_топлив/ статья гласит что при детонации фронт пламени самоускоряется и достигает сверхзвуковых величин при чем очень быстро , но сам лично знаю из мудрой старой книжки что фронт детонации не оди а насколько и возникает она в виде очагов фронт горения которых порождает новые очаги, фактически ето цепная реакция и само наличие явления детонации ето уже не нормально неговоря о том что опасно как возможно удержать в узде цепнюю реакцию если она запустилась? ведь достаточно одного очага чтобы пошол процесс.
Стоит прочитать книгу Двигатели Внутренного Сгорания

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 6:53 pm
by mpro
BOOST wrote:
XDA wrote:Система контроля детонации, да и вообще сгорания через ток ионизации устроена так:
после искры на свече устанавливается потенциал в 80 вольт и регистрируется ток ионизации.
по характеру этого тока можно определить такие параметры как
- детонация, причём не просто факт детонации во всём объёме, а в % от 0 до 100, т.е. можно удерживать безопасный уровень детонации, что очень сильно повышает перформанс.
я вовсем не понимаю, http://ru.wikipedia.org/wiki/Детонация_моторных_топлив/ статья гласит что при детонации фронт пламени самоускоряется и достигает сверхзвуковых величин при чем очень быстро , но сам лично знаю из мудрой старой книжки что фронт детонации не оди а насколько и возникает она в виде очагов фронт горения которых порождает новые очаги, фактически ето цепная реакция и само наличие явления детонации ето уже не нормально неговоря о том что опасно как возможно удержать в узде цепнюю реакцию если она запустилась? ведь достаточно одного очага чтобы пошол процесс.
Стоит прочитать книгу Двигатели Внутренного Сгорания
Удержать её и не возможно, но от детонации при одном обороте ничего фатального не произойдёт.
Задача стоит в том, что бы вовремя её обнаружить. И на слеудщем обороте изменить УОЗ и (может быть) колчиество топлива.

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 7:13 pm
by BOOST
Вроде так и делают заводских блоках, при обнаружении детонации в одном цилиндре сразу отбрасывают УОЗ назад, а если турбированый двигатель то еще и давку понижают, различие только в том как работает УОЗ, для всех цилиндров одинаково или раздельно, если раздельно то УОЗ отскакивает только для конкретного цилиндра, а если одинаково для всех то после обнаружения детонации следующий цилиндр будет работать уже с новым и безопасным УОЗ

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 7:30 pm
by mpro
BOOST wrote:Вроде так и делают заводских блоках, при обнаружении детонации в одном цилиндре сразу отбрасывают УОЗ назад, а если турбированый двигатель то еще и давку понижают, различие только в том как работает УОЗ, для всех цилиндров одинаково или раздельно, если раздельно то УОЗ отскакивает только для конкретного цилиндра, а если одинаково для всех то после обнаружения детонации следующий цилиндр будет работать уже с новым и безопасным УОЗ
Именно так. Но "откаты" и прочие системы безопасноти - дело очень тонкое. Потому что выбор между спалить мотор и угробить пилота как-то лучше доверять пилоту.
Нужно написать в todo - развитую систему диагностики и индикации ошибок. А также возможность настройки реакции мозга.

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 7:45 pm
by AndreyB
mpro wrote:Нужно написать в todo - развитую систему диагностики и индикации ошибок.
Написал

Re: Ионный ветер

Posted: Mon Nov 11, 2013 7:50 pm
by BOOST
Блин сейчас только вспомнил что в газовых котлах исполюзуют опорное напряжение в 220 вольт
Блин всетаки идея заманчива, набросал небольшую схемку возможно завтра выложу на общий суд

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 11:44 am
by BOOST
вот прикинул схему
ion sensor.jpg
ion sensor.jpg (115.05 KiB) Viewed 53098 times

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 5:13 pm
by Sergey89
Можно попробовать сигнал с датчика тока пропустить через HIP9011.

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 6:45 pm
by BOOST
такой способ подкупает своей простотой, только есть один большой подвох!

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 6:52 pm
by AndreyB
BOOST wrote:такой способ подкупает своей простотой, только есть один большой подвох!
Буст, тебе не стыдно? :(

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 7:12 pm
by XDA
название "ионный ветер" оно физически безграмотно. ионный ветер это http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80
когда происходит ионизация под действием электрического потенциала. а я речь идёт про РЕГИСТРАЦИЮ ионизации, которая произошла за счёт внешнего воздействия вначале химической реакции, а за тем температуры. для этого между двумя электродами выставляется потенциал недостаточный для создания ионизации, но при наличии ионизированного газа ток будет протекать.

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 7:16 pm
by XDA
BOOST wrote:
XDA wrote:Система контроля детонации, да и вообще сгорания через ток ионизации устроена так:
после искры на свече устанавливается потенциал в 80 вольт и регистрируется ток ионизации.
по характеру этого тока можно определить такие параметры как
- детонация, причём не просто факт детонации во всём объёме, а в % от 0 до 100, т.е. можно удерживать безопасный уровень детонации, что очень сильно повышает перформанс.
я вовсем не понимаю, http://ru.wikipedia.org/wiki/Детонация_моторных_топлив/ статья гласит что при детонации фронт пламени самоускоряется и достигает сверхзвуковых величин при чем очень быстро , но сам лично знаю из мудрой старой книжки что фронт детонации не оди а насколько и возникает она в виде очагов фронт горения которых порождает новые очаги, фактически ето цепная реакция и само наличие явления детонации ето уже не нормально неговоря о том что опасно как возможно удержать в узде цепнюю реакцию если она запустилась? ведь достаточно одного очага чтобы пошол процесс.
Стоит прочитать книгу Двигатели Внутренного Сгорания
процесс детонации возникает постепенно вот почему:
по мере сгорания смеси в цилиндре повышается температура и давление. и для части несгоревшей смеси эти показатели могут превысить детонационный порог и в этот момент ОСТАТОК несгоревшей смеси сдетонирует. и чем ближе смесь к детонационному пределу - тем бОльшая часть объёма будет детонировать.
акустический датчик детонации регистрирует только факт полной детонации, когда УЖЕ произошло разрушающее действие.
тогда как датчик детонации основанный на ионизации может определить детонацию ДО полнообъёмной детонации.
в этом его кардинальное отличие.

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 7:18 pm
by frig
XDA, вы проводили опыты в этой области?
Тема то интересная, но сигнал то там совсем не простой на выходе.

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 7:22 pm
by Sergey89
На схем.нет есть запись сигнала с детонацией в ogg файле. В его спектре видно детонационный пик, что и натолкнуло на идею использовать hip9011.

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 7:37 pm
by XDA
frig wrote:XDA, вы проводили опыты в этой области?
Тема то интересная, но сигнал то там совсем не простой на выходе.
в полный рост. так как я обладаю авто, на котором эта система установлена в наиболее совершенном виде штатно, то её работу я изучил очень неплохо.
с моей точки зрения, сложности не с регистрацией сигнала детонации, а с его интерпретацией.

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 7:39 pm
by frig
Я о том и говорю. С регистрацией все более менее понятно. А вот как интерпретировать сигнал, еще и сделать решение универсальным, применимым на различных двигателях - это вопрос.

Re: Ионный ветер

Posted: Tue Nov 12, 2013 7:43 pm
by XDA
frig wrote:Я о том и говорю. С регистрацией все более менее понятно. А вот как интерпретировать сигнал, еще и сделать решение универсальным, применимым на различных двигателях - это вопрос.
опять же - с моей точки зрения - это вопрос настройки.
т.е. сам алгоритм универсален, а вот таблицы уникальны для каждого отдельно взятого двигателя