[rusEfi] ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post Reply
User avatar
Dron_Gus
contributor
contributor
Posts: 480
Joined: Wed Nov 13, 2013 1:11 pm
Location: S-Pb
Github Username: dron0gus

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by Dron_Gus »

По транзисторам... Земля у них отдельная? Не преподнимается?
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Dron_Gus wrote:
Tue Jun 16, 2020 7:20 pm
По транзисторам... Земля у них отдельная? Не преподнимается?
Земля эта общая, "грязная". Но я проверю землю, спасибо!
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

После замены транзисторов на BSP76E6433HUMA1 машине явно стало получше:


Теперь форсунки "дуют" что надо, без всяких защитных диодов и прочего. Новые транзисторы просто делают своё дело и даже не нагреваются. 8-)

Правда, ХХ всё ещё не настроен: постепенно плавно падают обороты, и движок глохнет, если не поддержать дросселем. Похоже, что не хватает воздуха, и нужно немного больше приоткрыть РХХ. Если же поддерживать дросселем, то движок продолжает работать нормально. Плюс давление топлива в рампе почему-то низкое - 2.5 бара (даже на выключенном двигателе, без разрежения), хотя для этих форсунок желательно минимум 3 бара.

Детектор триггера ведёт себя нормально, ошибок при запуске и работе двигателя нет, ни на низких оборотах, ни при высоких. Правда, иногда проскакивает ошибка при останове двигателя, когда сигнал делается слабым - видимо, нужно будет точнее настроить пороги детектора...

В этот раз я прогрел движок уже чуть больше (до 52 градусов) и крутанул его до 3884 RPM, это наш новый рекорд на Хеллен! :)

Лог выглядит так:
image.png
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
puff
contributor
contributor
Posts: 2963
Joined: Mon Nov 11, 2013 11:28 am
Location: Moskau

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by puff »

там тот же USB чип, что и на прометее? от silabs?
тут при подключении одной другой железки к андроиду внезапно всплыли трудности - драйвер просто так на андроид не поставить :-(
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

puff wrote:
Sun Jun 21, 2020 1:32 pm
там тот же USB чип, что и на прометее? от silabs?
Нет, здесь используется встроенный в проц USB.
Но вообще, по задумке, основной интерфейс для Хеллен будет CAN, а USB пока используется на первое время, для наладки всего, так сказать...
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

*** Текущий прогресс по ЭБУ Hellen на процессоре Cypress. ***

1) Проблема наводок от катушек на РХХ.
Была замечена проблема, когда на холостом ходу РХХ начинает самопроизвольно закрываться (не из-за прошивки), если хотя бы одна катушка даёт искру. Как оказалось, помехи шли по проводу управляющего катушкой сигнала - от катушки обратно в ЭБУ. Т.е. если катушкой "щёлкает" внешний источник сигналов, то РХХ работает нормально, нет помех. А если соединить катушку управляющим проводом, то на осциллографе видно, как в ЭБУ идут помехи. Напомню, что это саабовские "логические" катушки, и управляющий провод - просто цифровой 5-вольтовый сигнал. Но, видимо, в нём возникали какие-то волновые эффекты из-за наводок в момент искры. Возможно, это особенность именно этих саабовских катушек с функцией ion sense, трудно сказать...
Как бы то ни было, решил проблему так: вместо резисторов 10 Ом, которые были запаяны на материнской плате Hellen, поставил 220 Ом (пробовал 51 Ом, но помехи ещё были). Сам ток потребления катушек по управляющему проводу небольшой: ~2.5мА, поэтому это не сказалось на надёжности управление катушками.

* * *

2) Ещё была проблема с долгой инициализацией РХХ в режиме manual idle. Оказалось, что у меня сбился параметр period в настройках Idle Settings. Но поскольку он относится к режиму Auto-PID и недоступен для редактирования в режиме Manual, то его влияние не было очевидно. Это проблема usability наших настроек в Тюнерстудии, которую надо будет как-нибудь решить...

* * *

3) Наконец, попробовал в качестве эксперимента запаять вместо обычного DRV8825 другой модуль драйвера шаговика - поставил новый крутой "TMC2130 v3.0":
image.png
Сама микросхема находится внизу под платой, и выглядит примерно так (фото из инета):
image.png

Правда, пришлось доработать модуль двумя перемычками, т.к. его пинаут совместим с обычными модулями только на 99% :-)
- Одна перемычка даёт ему 5-вольтовое питание для логической части микросхемы.
- А другая перемычка выключает режим 256-кратного микрошага, установленный по умолчанию, что слишком круто для нашей прошивки (пришлось бы использовать мультикилогерцовый ШИМ для управления шагами).

Я пока включил режим 1/2 микрошага с аппаратной интерполяцией до 256 в самом драйвере.
Чем крут этот драйвер, и зачем это нужно:
1) Умеет делать интерполированные микрошаги, увеличивая точность и плавность хода мотора и фактически удваивая число виртуальных шагов (в выбранном мной режиме)!
2) Мониторит нагрузку на моторчик и его потребление, и при необходимости снижает частоту импульсов чтобы снизить вероятность пропуска шагов. Это позволило задать более высокую скорость для мотора!
3) Умеет экономить потребление, снижая нагрузку на мотор (и не перегревая его) в ждущем режиме (разница заметна!).
4) Мощный: способен управлять шаговиками током до 2.5А (с охлаждением)! При этом, имеет зашиту от короткого замыкания, а также подстроечник регулирования лимита тока прямо на платке модуля.
5) Он есть в наличии в JLCPCB и я планирую запаивать его на платы Хеллен по умолчанию (правда, стоит он в два раза больше рядового DRV8825: ~$3).
Также он умеет общаться по SPI с полной конфигурацией и диагностикой (хотя в нашем случае, в rusEFI это пока не поддерживается), но в целом это заманчиво на наши будущие "smart ecus"...;
И вообще содержит кучу патентованных немецких ноу-хау: MicroPlyer, CoolStep, SpreadCycle, StallGuard2, StealthChop...

В итоге, сделал для него 3 изменения настроек:
- число шагов поставил 1800 вместо 900
- время реакции шаговика поставил 3 мс вместо 10 мс
- убрал инверсию c Idle Stepper Dir Mode (это ещё одно отличие TMC2130 от DRV8825 - там dir не инвертирован)

* * *

4) В итоге, у машины появился вполне сносный холостой ход:


Теперь можно прогреть машину уже подольше и проверить термостабильность платы:
image.png
Вроде бы ничего не перегревается, всё стабильно.
Продолжаю тестирование...
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

*** Тестирование Hellen81a ***
image.png

Немного доработал плату Хеллен81:

1) Пришлось поменять операционники на те, что и задумывались изначально - MCP6004 (их не было в стоке у китайцев, когда мы заказывали платы).

Это понадобилось для улучшения работы детектора триггера на высоких оборотах, когда сигнал ДПКВ сильный. Дело в том, что ограничитель напряжения по входах SRV05-4 не идеальный (там просто стоят диоды со входа на землю и питание). После ограничения напряжение немного вылазит за пределы 0-5В - где-то на 0.4В в обе стороны. И проблема с "простыми" операционниками LMV324, которые были запаяли JLC, в том, что они совсем не умеют работать на отрицательных напряжениях на входах. У них минимально допустимое напряжение всего -0.2В, и ниже этого порога они тупо входят в насыщение, и портят весь сигнал. А вот у "нормальных" MCP6004 допустимое напряжение уже -1В, и они спокойно всё выдерживают. К тому же, они вообще лучше в плане точности измерений.

2) Также напаял дополнительный резистор в делитель входа CRANK.

Это тоже связано с качеством работы "цифровой" части детектора триггера. Первоначально код детектора тестировался на 5-вольтовых процах (Kinetis, Cypress), и там всё совпадало: центр сигнала 2.5В попадал в центр гистерезиса цифрового входа. Но у STM32 цифровой вход имеет гистерезис от 0.3Vdd до 0.7Vdd, с условным центром в 1.65В, и это снижает точность работы детектора, потому что после деления на 2 сигнал едва превышает верхний порог логической "1". Зазор, конечно, есть, но небольшой. Поэтому я решил улучшить ситуацию и изменил этот делитель с 2.0 на 1.52, посадив дополнительный резистор 5.1k (0603) параллельно верхнему резистору нашего обычного делителя 4.7k+4.7k:
image.png
При таком соотношении порог 2.5В после деления смещается как раз в 1.65В!
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Короткое видео пуска машины на Hellen81:



Запись лога:
https://rusefi.com/online/view.php?log=311
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Прогреваю машину и настраиваю ХХ:

https://rusefi.com/online/view.php?log=322

Заодно нашёл баг, связанный с переходной фазой из кранкинга (taper). Из-за этой фазы оказались сломаны useSeparateAdvanceForIdle и useSeparateVeForIdle, из-за чего у меня сильно переливало первые секунды после пуска, и обороты были задавлены: https://github.com/rusefi/rusefi/pull/3168
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Первый выезд из гаража за три года:



Логи:
https://rusefi.com/online/view.php?log=325

На 1-й передаче раскрутил до 4667 оборотов, на большее не хватило длины прямого участка дороги возле гаража :oops:
Скорость в логах показывает почему-то неправильную, реальная скорость была где-то раза в 2 меньше...
User avatar
andreika
donator
donator
Posts: 461
Joined: Mon Feb 13, 2017 2:35 pm
Location: Kiev

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by andreika »

Съездил на Hellen81a в небольшую поездочку, проехал 500 км, туда и обратно.
Общие впечатления от поведения машины хорошие.

Кусочек лога с поездки (полтора часа, запись на карту памяти): https://rusefi.com/online/view.php?log=389
image.png
Из хорошего:
- ездил на ЭБУ в автономном режиме, т.е. без поключения нетбука и без автотюна (правда, топливная коррекция включена);
- топливная система не завоздушивается, и смесь в целом держится - спасибо новому бензобаку, ЭБН и РДТ;
- новый РХХ справляется хорошо, и за всю поездку шаговик не сбился;
- ДАД был подключен трубкой только на 1-й цилиндр, но его показания вполне сносные, без задержек и шумов;
Из плохого:
- не отстроен "ускорительный насос", и постоянно идут провалы AFR при нажатии педали газа;
- редкие единичные ошибки триггера... :( за полтора часа записи этого лога - 9 ошибок, в непредсказуемых местах...

По поводу ошибок триггера: было даже странное место на трассе, когда ошибки триггера участились и начали ощущаться при езде (подёргивания на скорости), причем как ехал туда, так и при возвращении обратно - примерно на том же участке дороги. То ли там радиовышка стоит, то ли ЛЭП, или ещё какая-то сверхъестественная аномалия в тех местах :mrgreen: - не знаю...
Но причин винить во всём софтварный триггер у меня нет...

Заодно, вот ещё небольшой лог (20 минут) прогрева и езды вокруг гаража: https://rusefi.com/online/view.php?log=390
Вообще никаких проблем с триггером за это время (хотя над гаражами стоит вышка сотовой связи)...
image.png
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Abricos
contributor
contributor
Posts: 851
Joined: Mon Aug 18, 2014 12:32 am
Location: Carteret, NJ 07008

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by Abricos »

На тему ускорительного насоса ...
Я много раз поднимал эту тему но .......
В моем случае результат был только при смене вот этих параметров (на скриншоте выделено красным ) все что выше я ставил любые цыфры изменений я не заметил изменения были только когда там был 0 ...

Советую начат с этого
Accel multiplier (coeff). 0.500
Screenshot_20211028-103419__01.jpg
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
User avatar
AndreyB
Site Admin
Posts: 14727
Joined: Wed Aug 28, 2013 1:28 am
Location: Jersey City
Github Username: rusefillc
Slack: Andrey B

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by AndreyB »

Engine Load acceleration нас покинул - это была самая сломанная часть, я её просто стёр.
image.png
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Very limited telepathic abilities - please post logs & tunes where appropriate - http://rusefi.com/s/questions

Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
User avatar
AndreyB
Site Admin
Posts: 14727
Joined: Wed Aug 28, 2013 1:28 am
Location: Jersey City
Github Username: rusefillc
Slack: Andrey B

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by AndreyB »

andreika wrote:
Mon Dec 09, 2019 10:09 pm
Можно было бы взять ещё более тонкую свечу с резьбой М8 NGK ER9EH-6N
хо-хо-хо, в МАДИ её и взяли :) https://pandia.ru/text/80/281/45665.php
Very limited telepathic abilities - please post logs & tunes where appropriate - http://rusefi.com/s/questions

Always looking for C/C++/Java/PHP developers! Please help us see https://rusefi.com/s/howtocontribute
User avatar
seyko4
Posts: 11
Joined: Sun Feb 09, 2025 9:56 pm
Github Username: seyko2

Re: ВАЗ-2103 "Рыжик" (1977) :: Lada 1500 "Ryzhik" (1977) #37

Post by seyko4 »

Самая интересная, на мой взгляд, тема. Буду потихоньку её читать с начала. Тут отражён процесс разработки платы, встречающиеся проблемы, подробности решения.. От rusEfi такой подачи информации не было, к сожалению.

Пишу, чтоб обновить в топике дату последнего сообщения

PS: ,ну и интересует обзор желающих скооперироваться на покупку самого дешёвого варианта (uaEfi). Нужно 4 человека, чтоб по 13тр вышло.

PPS: для меня 17тр за плату с STM32 дорого, ибо: купил бокс Ryzen5 с 32 Гиг RAM и 512 Гиг SSD за 19тр.и не готов признать сложность равноценной
Post Reply